Мистическая Африка  

Вернуться   Мистическая Африка > АЗИЯ > Сибирский шаманизм

  Последние важные новости  
Здравствуйте, гость!
Мы рады приветствовать Вас на "МИСТИЧЕСКОЙ АФРИКЕ"!
Если это Ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел.
ВНИМАНИЕ!!! Если у Вас уже был аккаунт на этом форуме, то в связи с переездом сайта на новый движок, Вам придется пройти процедуру восстановления пароля, нажмите здесь чтобы восстановить пароль. Процесс займет у Вас всего пару минут!
ВНИМАНИЕ!!! Если у Вас не получилось самостоятельно восстановить пароль, обратитесь в службу поддержки.
Наши администраторы обязательно помогут Вам!
 
 
 

Ответ
 
Опции темы
  #1  
Старый 26.01.2011, 10:35
Аватар для Чабал Пуур
Чабал Пуур
Модератор
 
Регистрация: 13.01.2011
Адрес: Москва
Сообщений: 18
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 39 раз(а) в 10 сообщениях
По умолчанию Бубны у разных народов. Виды, обличия.

бубны в силу консервативного характера шаманских представлений сохранялись на протяжении многих поколений почти без изменений и поэтому могут рассматриваться как своего рода "археологические" памятники. Мы вправе предполагать, что распространение отдельных типов бубнов исторически обусловлено и связано с определенными этническими группами. Бубны с внешней рукоятью распространены на узкой территории Крайнего Северо-Воетока, населенной чукчами и эскимосами. Лишь один признак этих бубнов - желобок на обечайке - прослеживается значительно южнее, у нивхов, нанайцев, удэгейцев и других народов Амура. Желобок на обечайке амурских бубнов не является конструктивно необходимым, как для чукотских бубнов, где кожу привязывали на обечайку. У народов Амура обтяжку на обечайку приклеивали поверх этого желобка. Здесь, по-видимому, желобок сохранялся как пережиток, свидетельствующий, возможно, о прежних связях народов Амура и Крайнего Северо-востока. Территория распространения среднесибирского типа самая обширная. Эвенки, основные носители этого типа, имели в своем бубне ряд чуждых ему элементов. Прежде всего железная крестовина в эвенкийских бубнах включена обычно в кольцо, а иногда и в два концентрических кольца. Это перенесение в средне-сибирский тип элементов устройства вертикальной рукояти южносибирского типа, где держалка для руки окружена деревянным (в качинских бубнах) кольцом или железными (в кетских бубнах) кольцами. Наличие колец отличает эвенкийские бубны от однотипных якутских; эта деталь является хотя и слабым, но заметным следом древних связей эвенков с южносибирскими, в частности с верхнеенисейскими племенами. Об этих связях говорят и поперечно расположенные ремни, веревки и железные стержни, имеющиеся в бубнах эвенков Подкаменной Тунгуски. Исследованиями советских этнографов и археологов установлено, что якуты на разных этапах своего формирования сталкивались с эвенкийской культурой и восприняли различные ее элементы; по-видимому, они заимствовали от эвенков и тип бубна в целом. В то же время якуты в своих бубнах сохранили черты сходства с бубнами южносибирских тюрок - алтайцев (в том числе характерную для последних широкую свободную кромку обтяжки). Сохранили они и тюркское название бубна - дюнгюр. У долганов основным был типичный эвенкийский бубен, однако в нем сохранялись особенности, не свойственные эвенкийским бубнам. Долганские бубны часто имели рисунок на внутренней поверхности. Рисунок отражал в слабо выраженной форме значение бубна как символа вселенной (деление поверхности бубна на четыре сегмента). Эти рисунки можно было бы рассматривать как результат соприкосновения с южносибирской культурой. Однако рисунки на бубнах южносибирского типа не имели характерного деления на четыре сегмента, тогда как на бубнах забайкальских эвенков, бурят и некоторых народов Амура было такое деление. Бубен, бытовавший у энцев и нганасанов, является смешанной формой, образовавшейся в процессе контакта носителей среднесибирского типа бубна (эвенков) с носителями западносибирского типа. Бубен нганасанов и энцев, сохранив в основном западносибирскую форму, имел крестовину, характерную для эвенкийского бубна. В нганасано-энецком варианте прослеживается также влияние и южносибирского типа, которое отражено в рисунках. Эти рисунки крайне скупо (ряд концентрических кругов по краю бубна) символизируют вселенную, обнаруживая этим связь с характерными рисунками южносибирских бубнов (саяно-енисейский вариант). Принимая во внимание значительно более южное расселение предков энцев в прошлом, можно предположить, что энцы заимствовали южносибирские элементы культуры от кетов и селькупов. Территория распространения дальневосточного типа бубна разделяется на две части - амурскую и забайкальскую. На амурской территории у всех населяющих ее народов бытовал бубен единообразной формы (амурский вариант). В этом варианте комплекс признаков, характерных для типа в целом, выявлен в наибольшей степени. Забайкальский вариант является отклонением от типа. Эти отклонения проявляются в устройстве обечайки, которая сходна с обечайками бубнов среднесибирского типа. Нам представляется вероятным, что забайкальский вариант произошел из узкоободного бубна амурского варианта. Последний раньше, по-видимому, был распространен значительно севернее и западнее, чем в XIX-XX вв. Севернее Байкала узкоободной бубен столкнулся с эвенкийским широкоободным и получил характерные признаки забайкальского варианта. Из Северного Забайкалья этот вариант через эвенков стал известен юкагирам и корякам. Таким образом, забайкальский вариант является смешанной формой. Обычно смешанные формы культуры возникают в районах соприкосновения различных этнических групп, где сочетаются разнообразные черты, свойственные разным этническим культурам. Обращает на себя внимание тот факт, что смешанных форм бубнов на территории Сибири сравнительно немного и распространены они не широко. Наиболее расчленен южносибирский тип бубна, имеющий несколько вариантов. Этот тип связан с древними племенами Южной Сибири, потомками которых являются алтайцы, шорцы, качинцы, кеты, селькупы, тувинцы и тофалары, в прошлом жившие в тесном контакте друг с другом. Бубны этих народов отражают существовавшие в прошлом связи саянских племен. Кетские и селькупские бубны по своим размерам, ширине обечайки, устройству рукояти, отсутствию свободной кромки кожи сходны с бубнами тувинцев и тофаларов. В то же время наличие сложного рисунка, представление о бубне как о символе вселенной сближают селькупские бубны с алтайскими и хакасскими. Однако рисунки на кетских бубнах принципиально отличны от рисунков на алтайских и хакасских бубнах: в них нет деления на два мира. В свою очередь тувинские и тофаларские бубны имеют много общего с алтайскими и хакасскими: сарговые обручи на обечайке, подвески (кылыш) и т. д. Общие черты кетских, селькупских и хакасских (качинских) бубнов прослеживаются и в наличии кольца у рукояти. Обычно кольцо на качинских бубнах деревянное, тогда как на кетских и селькупских оно железное. Эти бубны сходны также с одним из типов саамских бубнов. Алтайский вариант южносибирского типа бубна, имеющий рукоять с антропоморфным скульптурным изображением головы (или двумя головами),-явление позднее. На бубнах других вариантов этого типа мы также видим изображение лица и головы духа бубна, но в виде рисунка (селькупские, кетские бубны). Бубны южносибирского типа у разных народов имели различные названия. Саяно-алтайским народам известен тюркский термин дюнгюр-тюнгюр-тююр, В крайней своей форме тюр он полностью созвучен с тюр в значении "посох", "священное дерево", "священные столбы" и т. д. Кеты и селькупы имели также различные термины для бубна (кеты - хас, кэсь; селькупы- нунга). Любопытно, что кеты отличали свой бубен от селькупского, называя последний "самоедским". Они имели при этом в виду некоторое отличие в форме этих бубнов: у кетов - бубен круглый, у селькупов- слегка овальный. У ненцев бубен был тоже круглый, но совсем иного устройства. Кеты, по-видимому, имели в виду не современный самоедский (ненецкий) бубен, а иной, бытовавший у саяно-самодийских племен, с которыми долгое время соприкасались их предки на Алтае и Саянах (овальные формы бубна имелись у северных алтайцев, шорцев и хакасов) и к которому по традиции применялось название "самоедский". У ненцев и обских угров, обладателей западносибирского типа бубна, распространен ненецкий термин для бубна - пензер, пендер, Лишь у южных манси и хантов имеется свой термин-коем, коип, что в буквальном переводе обозначает "орудие пения"Следовательно, можно предположить, что обские угры бубен заимствовали от северных самодийских племен. Так как обские угры населяли таежную полосу, то рукоять получила у них форму естественной развилки дерева, в то время как у ненцев рукоять сложная. Ненецкие бубны не имеют вполне устойчивых особенностей; их рукояти различались. Чем ближе к Енисею, тем смешанность форм проявляется сильнее. Бубен у народов Сибири имеет сложное устройство и различное осмысление. Наиболее сложным по конструкции является бубен среднесибирского типа, так как он имеет сложно устроенные резонаторные полости и составную крестовину. Менее сложен бубен амурских народов (по простоте устройства обечайки и крестовины). Большой интерес для изучения религиозных представлений имеет вопрос о связи семантики бубна с рисунками, наносимыми на внешнюю или внутреннюю его поверхности. В сложной семантике бубна - вселенная, олень, конь, лодка, плот, лук (энцы, ненцы и другие народы броня, щит (якуты) - отражено развитие шаманских представлений. Здесь выявляется последовательное наслоение одного представления на другое. Это подтверждают такие факты: наличие у одного и того же народа нескольких значений бубна, отсутствие у ряда народов осмысления бубна как символа вселенной, повсеместное распространение понятия о бубне как о символе оленя, ездового животного. Можно проследить, что значение бубна как символа вселенной относится только к тем бубнам, которые имеют особый рисунок. На алтайских бубнах рисунок разделен на две части - верхнюю и нижнюю; на эвенкийских (у забайкальских эвенков и долганов) - на четыре части. В них ярко отражено представление о "ярусах" неба и "подземном мире". В кетских и самодийских бубнах рисунок не разделен на части. Он дает плоскостное представление о вселенной. Бубны без сложного рисунка имеют более простое значение - бубен-олень, бубен-конь, бубен-лодка и т. д.,- связанное с представлением о них как о средствах "передвижения" шамана в разных "мирах". Бубны с рисунками распространены у сравнительно широкого круга народов. Их условно можно подразделить на три типа: бубны со сложным рисунком, символизирующим вселенную; бубны с менее сложным рисунком того же значения; бубны, на которых нанесены отдельные элементы сложного рисунка, символизирующего вселенную, и отдельные фигуры (зоо- и антропоморфные). Сложность композиции рисунка идет по убывающей линии с юга (с Саяно-Алтайского нагорья) на север (до среднего течения Енисея), сохраняясь в виде отдельных элементов на Крайнем Севере у энцев. Обращаясь к карте терминов бубна (карта 2), мы видим, что распространение основных названий бубнов не соответствует распространению типов бубна. Наиболее широко употребляемыми являются термины: эвенкийский-унгтуун (во всех вариантах); тюркский - дюнгюр - тююр (у алтайских народов, якутов и долганов); самодийский - пензер-пендер (у самодийских народов и обских угров). Кетский термин хас, кэсь очень близок к бурятскому хэсэ, кэцэ (кысен), а также к нивхскому и айнскому кацё. Если сходство кетского и бурятского терминов может быть объяснено историческими связями предков этих народов, то о связях кетов и нивхов нам ничего неизвестно. Интересен факт совпадения типа бубна и терминологии у алтайских народов и саамов.1 Саамский бубен по основным признакам относится к саяно-енисейскому варианту южносибирского типа, а по форме близок к шорскому варианту. Название шаманского молотка у саамов - арпа - совпадает с алтайским термином колотушки - орба.Саамский термин для бубна - каннус, кобдас - близок к названию алтайского музыкального инструмента - комус, кобыс1 Кроме того, древняя форма саамского бубна, представлявшего собой выдолбленный корытообразно кусок ствола дерева, чрезвычайно напоминает качинские бубны, имеющие очень широкую рукоять. Большинство названий бубнов не поддаются расшифровке, лишь некоторые локальные термины можно перевести. Так, например, у обских хантов существует для бубна термин тынез, по-видимому, производный от ненецкого слова тынзя' "аркан для ловли оленей". У селькупов наряду с названием бубна нунга - нуа имеется другое - пынгыр-пынгырэ, "жужжалка". Это свидетельствует о перенесении названия музыкального инструмента - варгана (жужжалки) - на бубен. На карте 2 наглядно видно, что на территории распространения бубна среднесибирского типа, в Центральной Сибири, широко бытовал для бубна тюркский термин, оттеснив на запад и восток эвенкийскую терминологию. В то же время на западе Сибири самодийское влияние распространяется далеко на юг (по Оби), охватывая хантов и мало затрагивая манси. Таким образом, карта распространения терминов бубна дает дополнительные данные о древних связях народов Сибири. Шаманские колотушки у всех народов Сибири однотипны. Обычно это деревянная лопатообразная планка с ручкой. Варьирует незначительно лишь форма, ширина, длина ручки и орнаментальные украшения. Из всех колотушек выделяются колотушки энцев, чукчей, айнов и шорцев. Двухлопастная колотушка энцев, по-видимому, связана с представлением о бубне как о плоте и лодке. Эта колотушка символизировала весло, а так как у энцев весло обычно было двухлопастное, то и колотушка получила соответствующее оформление. Шорская колотушка имеет в основе естественную развилку ветки дерева. Сверху она обшивалась материей и заячьей шкурой.2 Возможно, что эта форма колотушки генетически связана с камланием без бубна; последний заменяла березовая ветка. Такой способ камлания имел место еще в начале XX в. у алтайцев, бурят и якутов. Карта 3 дает представление о распространении названий колотушек. Термин гисавун - гису (во всех его вариантах) занимает наиболее обширную территорию, которая почти совпадает с территорией расселения народов тунгусо-маньчжурской языковой группы, включая и Маньчжурию. Термин булайях известен на территории обитания якутов и долганов. Термин орба - арпа употребляется народами Саяно-Алтайского нагорья, а также саамами. Обские угры (ханты и манси) имеют три термина для колотушки: манси - моит, северные ханты - нялы и южные - палантив. Интересно, что ханты и манси, этнически близкие друг другу, называют колотушки различными терминами (также как и бубны). Ваховские ханты, селькупы, кеты и сымские эвенки, имея однотипную колотушку (как и бубен), также называют ее разными терминами. Названия колотушек большей частью расшифровываются как атрибут при бубне: "плеть-погонялка", "нога животного", "язык" ("речь") бубна. Лишь селькупское слово капшит переводится как "орудие камлания". Оно, по-видимому, отражает следы самостоятельного значения колотушки, которое она имела в прошлом в шаманстве всех народов Сибири. Известно, что некоторые народы камлали только с одной колотушкой.НЕНЦЫ-Ненецкий бубен (пензер, пендер, пендерко, тадибе-пензер ) имел круглую, реже овальную форму, небольшой размер (50-60 см в диаметре). Обечайку (шириной до 8 см) делали из лиственницы, реже - из ели. На внешней стороне обечайки устанавливали семь или четырнадцать столбиков, вырезанных из березы, березовой губы, реже - из рога оленя, мамонтовой кости. На столбики натягивали жильную нить или тонкие ремешки. Большое количество столбиков на сравнительно малой окружности обечайки создавало характерную для ненецких бубнов волнистую линию края бубна (табл. 1, 2, б). На внутренней стороне обечайки укрепляли (не всегда) железные скобки с подвешенными на них кольцами или квадратными железными пластинками. Обечайку обтягивали кожей дикого, реже домашнего оленя, "пожертвованного" светлым небесным духам. Для этого шкуру хорошо выделывали, затем пришивали или собирали по краю на жильную нить и редкими стежками прикрепляли к обечайке. Внутри бубна к обечайке привязывали ремнями сложную деревянную рукоять в виде развилки. Рукоять состояла из двух палок: основной, расположенной по продольному диаметру, и боковой-короткой (табл. 2, 7). Боковая палка соединялась с основной под углом с левой (редко с правой) стороны и прибивалась к ней деревянным гвоздем или вставлялась в специально вырезанное отверстие в центре. На обеих палках вырезали семь изображений - обычно плоские или скульптурные головы и лица духов шамана (тадебцё) (табл. 1, 2, я). Рукоять делали обычно березовую, иногда употребляли рог оленя, при этом его не вытачивали, а подбирали естественно разветвленные рога (рис. 3). В некоторых бубнах боковая палка имела длинный свободный конец, не прикрепленный к обечайке. Были бубны и с полной крестовиной. Встречались рукояти с изображениями голов (трех) на концах палок (табл. 2, 2). В верхней части бубна иногда укрепляли цепочки с колокольцами (табл. 2, 1). На некоторых бубнах на наружной стороне обтяжки имелся кружок. Этот кружок иногда обводили красной краской. Перед натягиванием на обечайку кожу смачивали и в центр ее завязывали круглую монету для того, чтобы при высыхании кожи имелся запас, иначе, высохнув, кожа могла лопнуть. При подсыхании кожи монету вынимали. Эта монета (или металлическая бляха) и оставляла след в виде кружка в центре бубна. У печорских ненцев Малоземельской тундры бубен был несколько отличен от вышеописанного (табл. 2, 3, о и б). Форма его была круглая, на внутренней стороне обечайки отсутствовали железные скобки. На обечайку натягивалась кожа дикого оленя. Рукоять представляла собой палку (меньше диаметра бубна), прикрепленную обоими концами к внутренней стороне обечайки. Посредине рукоять поддерживала короткая деревянная стойка, вделанная в обечайку. Размер этих бубнов был несколько меньше других ненецких бубнов (диаметр до 45 см). По устному сообщению ненцев, в Малоземельской тундре бытовали именно такие бубны. Колотушка (пенггабць'1 или ладуранць') представляла собой деревянную узкую лопаточку, обтянутую шкурой оленя или оленьей ровдугой. По старым представлениям ненцев, бубен являлся шаманским оленем, переносившим шамана в "невидимые миры", и в то же время сам бубен служил "охранителем" оленьих стад от болезней, волков и т. д. Стремление выразить представление о бубне как об олене отразилось и в материале, из которого изготовлялся бубен. В Музее антропологии и этнографии хранится уникальный бубен, в котором рукоять сделана из естественного разветвления рога оленя, резонаторные столбики - также из рога оленя, подвеска на рукояти - копытце олененка (рис. 3). Рисунков на бубнах, как правило, не было. Только у печорских ненцев встречались бубны с рисунками. Их наносили красной краской на наружную сторону обтяжки и на обечайку. Эти рисунки состояли из волнистой линии по краю бубна (она осмыслялась как горы, стоящие на краю земли) и перекрещивающихся линий, которые считаталисъ "опорой неба", сходящегося с краями земли и изображенного в виде опрокинутого над землей купола. Таким образом, здесь мы имеем следы значения бубна как символа вселенной.Ханты разделялись на несколько групп, отличных одна от другой по типу хозяйства, языку и материальной культуре. Существовали различия у этих групп и в религиозных воззрениях, а следовательно, и в культовых атрибутах, в частности, в шаманских бубнах. Северные группы хантов по типу хозяйства и по материальной культуре близки к ненцам-оленеводам. Южные группы (в основном охотники-рыболовы) имели хозяйство, похожее на хозяйство селькупов и северных групп сибирских (в частности, заболотных) татар. Северные группы хантов (казымские, обдорские) имели бубен, по устройству (в общих чертах) и названию сходный с ненецким. Бубен (пензяр) северных хантов (обдорских) был круглой или почти круглой формы, сравнительно небольшой (30-70 см в диаметре). Обечайка имела ширину до Ю см; ее делали обязательно из очень тонкой и легкой березовой доски. На внешней стороне обечайки устанавливали резонаторные столбики числом семь, четырнадцать или двадцать один. Столбики вытачивали также из березы. На них накладывали во всю длину окружности обечайки сплошной сарговый (чаще тонкую ветку черемухи, расколотую пополам) обруч. На него сверху наклеивали обтяжку бубна. Такое устройство обечайки давало характерную для хантыйских бубнов вторую линию обода (табл. 3, 2, б). Иногда в полости, образующиеся между обечайкой и обтяжкой бубна, клали мелкие камешки. Тогда бубен при употреблении издавал шум подобно детской погремушке. Внутри бубна на обечайку прикрепляли либо семь проволочных скобок с подвесками, по числу небесных кругов (у обдорских хантов), либо от одной до трех скобок с кольцами (у казымских хантов). Для обтяжки бубна употребляли обязательно шкуру домашнего оленя, которую тщательно выделывали в тонкую кожу и прикрепляли к самому краю обечайки. При обтяжке, так же как и у ненцев, в кожу завязывали монету. Пришивали кожу к обечайке толстыми жильными нитками сплошным швом. Березовские ханты обтяжку загибали внутрь бубна и закрепляли редкими стежками. Внутрь бубна по вертикали вставляли рукоять, представлявшую собой естественную развилку березовой ветки. Тремя концами развилку прикрепляли ремнями к краю обечайки (табл. 3, 1, а). Делали рукояти, похожие и на ненецкие. Часто на развилку наносили три зарубки, изображавшие лицо духа бубна ("глаза" и "рот"), и привязывали ленты из цветной материи ("плата духам"). Рисунков на бубне не делали. Такие же бубны имели и юганские ханты. Колотушку (нялы, буквально "ложка") делали из березы. Она представляла собой слегка изогнутую лопатку, обтянутую шкурой со лба олененка светлой масти ("солнечного"). На конце ручки вырезали изображение духа-хозяина колотушки. Резко отличался от описанного выше бубен ваховских и васьюганских хантов. Судя по описаниям М. Б. Шатилова, у этих групп хантов бубен был сходен с бубнами селькупов и кетов. Бубен ваховских хантов (коем) был овальной формы и большого размера. Для обечайки брали обязательно березовую доску. Обтягивали бубен кожей дикого оленя или лошади. Рукоять бубна представляла собой пластину, вытесанную из березовой доски. Две железные перекладины (два стержня) прикрепляли к обечайке и рукояти по горизонтали. На эти перекладины вешали колокольцы, трубчатые подвески, медные литые бляхи с изображениями охотника, лошади, оленя и т. д. Ваховские ханты рисунков на бубне не делали. Колотушку (палантив) вырезали из березы; она имела вид слегка вогнутой лопатки с ручкой (общая длина до 30 см, ширина-6-8 см). Наружную сторону колотушки обтягивали шкурой со лба оленя, а на внутреннюю наносили разные рисунки (чаще изображение ящерицы, змеи). У казымских хантов бытовали маленькие бубны (ай пензер), являвшиеся точной копией настоящих шаманских бубнов. На их обтяжку употреблялась рыбья кожа (налима). По объяснению хантов, это были бубны-игрушки.Иногда рукоять такого бубна представляла собой широкую деревянную планку, прикрепленную за углы ремнями к обечайке. У березовских хантов встречались бубны (тынез) с полной деревянной крестовиной из двух искусно выточенных, перекрещивающихся палок, прикрепленных ремнями к обечайке. Эта крестовина обматывалась цветными лентами, иногда к ней подвешивались медные бляхи, кольца (табл. 4, 7, о). Бубен у всех хантов считался шаманским оленем, на котором шаман совершал "поездки в небесный мир": Колотушка, помимо того, что она являлась вспомогательным орудием при бубне, служила и самостоятельным атрибутом при гадании и "лечении".
МАНСИ--Мансийский бубен (коип) был круглой формы, небольшого размера (30-50 см). По устройству он похож на хантыйские бубны. Обечайку делали обязательно из березовой доски; обтягивали бубен кожей лося, оленя. Рукоятью служила естественная березовая ветка-развилка, на которую иногда подвешивали колокольчики. Колотушка (моит) представляла собой деревянную лопаточку; ее обтягивали оленьей, медвежьей или конской шкурой. Бубен, по представлениям манси, был конем или оленем, на котором шаман "путешествовал" к верхнему божеству. Звуки ударов в бубен считались средством "пробудить" божество, "призывом" к божеству, просьбой "снизойти" к людям.ЯКУТЫ--Якутский бубен (тюнгюр ~ дюнгюр) имел яйцевидную или овальную форму, средние размеры (до 60 см в продольном диаметре). Обечайку (шириной от Ю см и выше) делали из лиственничной доски. На ее внешней стороне имелся ряд резонаторов (бугорков), обычно семь или девять, если они были одинаковой величины. Но часто их ставили чередуя большие и маленькие, тогда число их достигало двенадцати и более. Основой этих бугорков являлись деревянные столбики различной формы, очень детально разработанные. В этом якутские бубны были сходны с эвенкийскими. На резонаторные столбики натягивали жильные нити. В обечайке вырезали резонаторные щели, посредством которых полости резонаторов сообщались с полостью бубна. Внутренняя сторона обечайки имела большую нагрузку: несколько фигурных или простых железных скобок с железными подвесками (изображениями птиц, рыб, животных). Обечайку обтягивали коровьей (теленка, двухгодовалого бычка) или козлиной кожей. Шкуру выделывали, мочили и пришивали к обечайке близко от края. Высыхая, кожа плотно натягивалась на обечайку. Иногда оставляли свободную кромку различной ширины, которая, так же как и на алтайских бубнах, собиралась на жильную нить. Внутри бубна на четырех ремнях прикрепляли по диаметрам бубна железную или деревянную крестовину (быарык) (табл. 7, 7, а и 3, а). Она обычно была орнаментирована резьбой. На некоторых бубнах в верхней части крестовины укрепляли дугообразный железный стержень с подвесками (табл. 7, 2, а). Такие бубны напоминают шорские бубны с изогнутым железным стержнем (кириги). Иногда железный стержень заменяли поперечиной из ремней. Верхний конец крестовины в некоторых бубнах оформлялся в виде головы птицы. На бубнах из района pp. Хатанга и Анабара крестовина подобно эвенкийским бубнам окаймлялась железным плоским кольцом (табл. 8, 1, а). По словам В. Ф. Трощанского, окаймленная крестовина была на бубнах "светлых" шаманов, "черные" шаманы имели крестовину без кольца. На внутренней поверхности хатангско-анабарских бубнов имелись рисунки с изображением крестовины и оленей. Эти рисунки однотипны с рисунками на долганских бубнах. Как правило, на якутских бубнах рисунков не было. Колотушку (булайях ~ былайях) делали из сердцевины лиственницы, из рога лося или оленя. Она представляла собой изогнутую лопаточку (табл. 7, 2, а и б). Обшивали ее с одной стороны шкурой олененка, двухгодовалого оленя или камусом оленя. На другую (вогнутую) сторону прикрепляли несколько колечек. На ручке иногда изображали головы волка или медведя. Бубен в целом осознавался как шаманский конь. В шаманских песнях при обряде оживления бубна пелось: "Круглый бубен превращаю, делаю конем могучим, превращаю, сотворяю лошадь быструю из бубна". Однако название выступов бубна (муостар-"рога"), изображения оленей на обтяжке бубна свидетельствуют о том, что прежде бубен осознавался как почитаемый олень. Кроме того, бубен считался защитой-панцирем шамана. Колотушка осознавалась соответственно значению бубна или как плеть-погонялка, или как оружие шамана. Для хранения бубнов якуты имели специальные мешки (дунгур каата).ЭВЕНКИ--Типичный эвенкийский бубен (унтугун) был распространен у эвенков современного Илимпийского района Эвенкийского национального округа. Бубны этой группы эвенков имели овальную форму, большие размеры (до 1 м в продольном диаметре), широкую обечайку (до 15 см). На внешней стороне последней имелись резонаторные "шишки", в основании которых были деревянные столбики различной формы, часто высокие столбики чередовались с низкими. На них натягивались жильные нити или тонкие ремешки. Эти столбики образовывали волнистую линию очертания бубна. По данным Г. М. Василевич, число таких "шишек" на бубне увеличивалось по мере роста "опыта и силы" шамана. В обечайке прорезывались щели, соединявшие полость бубна с резонирующими полостями "шишек". Эти "шишки" осознавались эвенками как клыки животного (суркак). Обечайку обтягивали кожей оленя, которую пришивали жильными нитками к краю обечайки. При этом оставляли свободной узкую полоску кожи, которую собирали на жильную нитку. Иногда на эту полоску по длине всей окружности бубна нашивали через равные промежутки по две бусины или крупный цветной бисер. На некоторых бубнах обтяжку не сплошь пришивали к обечайке, а лишь закрепляли ее кое-где стежками. Внутри бубна на коротких ремнях укреплялась железная крестовина, почти равная по размерам диаметрам бубна. На верхнем конце крестовины укреплялось изображение птицы или рогов оленя, вырезанное из железа или меди. Центр крестовины заключался в два концентрических кольца, сделанных из плоских железных обручей. На большом кольце подвешивали трубчатые подвески. На внутренней стороне обечайки прикрепляли по диаметрам бубна четыре железных фигурно выгнутых скобки с подвешенными на них кольцами и трубками. Некоторые бубны внизу на наружной стороне обечайки имели железные петли. Колотушку изготовляли из дерева, одну сторону ее обтягивали шкурой оленя, на другой стороне вырезали рисунки. Иногда же колотушку делали из клыков мамонта или рога дикого оленя, обшивали кожей с весенних рогов оленя. Называлась колотушка гису ~ гигу ~ гисо ~ гишо (в зависимости от диалектов). Эвенки, проживающие на территории Якутии, имели бубны, сходные по устройству с якутскими, но отличающиеся от них правильной яйцевидной формой. Оформление обечайки столбиками также близко к якутским бубнам. Железная крестовина с более короткими, чем у типично эвенкийского бубна, концами была подобна якутской, имела в верхней части украшение в виде оленьих рогов, сделанных из железа. Она была заключена в железное кольцо, прикрепленное ремнями; на кольце имелись подвески в виде цилиндриков. Количество железных скобок на обечайке непостоянно. На обечайку натягивали и пришивали кожу оленя. Иногда закрепляли обтяжку внутри бубна по всей длине его окружности тонкой, узкой железной полосой. На внешней поверхности бубна часто делали рисунки красной или черной краской. Обычно рисунки состояли из двух-трёх концентрических кругов, нанесенных по краю бубна, и единичных изображений птиц и зверей внутри них. Колотушка у таких бубнов была сходна с описанной выше колотушкой илимпийских эвенков. Эвенки бассейна Подкаменной Тунгуски имели бубен такого же типа. Отличались лишь крестовины, которые у подкаменнотунгусских эвенков были деревянными, более или менее искусно выточенными и прикрепленными на ремнях к обечайке. Некоторые бубны имели железную или сплетенную из тонких ремней крестовину. Плетеные ремни соединялись в центре медным кольцом. Иногда, помимо крестовины, в бубне имелись два железных стержня, расположенных горизонтально. На них надевали короткие железные трубочки. Это внутреннее оснащение бубна напоминает кетские и селькупские бубны. Подкаменнотунгусские эвенки называли бубен ынтыун, унтугун.ЭВЕНЫ--Бубен эвенов (унту) был круглой и яйцевидной формы, небольших размеров, с сравнительно узкой обечайкой. Крестовина представляла собой кольцо, укрепленное на четырех ремнях. Эвенские бубны очень сходны с бубнами юкагиров.
Чукчи
Особого шаманского бубна у чукчей не было. Бубен (ярар ~ яяр) являлся семейной, домашней святыней. Его имела каждая семья, и упражнения на нем во время некоторых праздников были обязательными для всех домочадцев, мужчин и женщин. Бубны были обычные и праздничные, по устройству одинаковые. Шаманы употребляли как те, так и другие.
Во время больших чукотских праздников собирались своеобразные "ансамбли", били одновременно в десять и более бубнов. Бубен чукчей не являлся столь сложным символом, как у других народов Сибири. Он в сознании чукчей являлся только музыкальным инструментом.
Форма бубна приближалась к круглой (диаметр 35-60 см), обечайка была узкой и тонкой (ширина- 4 см), встречалась и более широкая, в зависимости от величины бубна. Обечайку обтягивали кожей моржового желудка (у приморских чукчей), кожей олененка (у оленных чукчей); затем обтяжку приклеивали и обвязывали жильными нитками вокруг обечайки (у приморских чукчей) или только обвязывали (у оленных чукчей). Для обвязки во всю длину окружности обечайки выдалбливали желобок.
К обечайке снаружи прикрепляли рукоять. Рукоять была деревянная, из моржового клыка или оленьего рога. Ее приклеивали, привязывали или прибивали костяным гвоздем к нижнему краю обечайки. Какой-либо иной нагрузки обечайка не имела.
Рисунков ни внутри, ни снаружи бубна не делали.
В качестве колотушки (яраркыплэнанг) во время камланий внутри полога употреблялась тонкая полоска китового уса (длиной 30-40 см) с небольшим лопатообразным утолщением на конце; при камланиях вне полога пользовались деревянной палочкой (длиной 60- 70 см), которой ударяли по краю обечайки. Бубен при этом держали горизонтально, обтяжкой вверх, а палочку брали за середину, ударяя поочередно то одним, то другим ее концом. На ручке имелась иногда меховая кисточка.
В юго-западной части Чукотки чукотские шаманы употребляли иногда эвенкийские бубны.ХАКАСЫ--Основными этническими элементами, вошедшими в состав современных хакасов, являются качинцы, койбалы и сагайцы. Другие более мелкие группы - бельтиры, кызыльцы - сходны по своей культуре с первыми тремя группами. Основной бубен качинцев (тюр) был большого размера (до 75 см в продольном диаметре и 70 см в поперечном) и имел почти круглую форму. Обечайка широкая (от 12 см и более), в верхней части ее наружной стороны имелись бугорки (количество их было непостоянным - от шести и более) и ременная петля. Внутри бубна на обечайку, как и в алтайских бубнах, подвешивали по обеим сторонам рукояти подвески - шаманские "мечи" (от одного до трех). Рукоять березовая, представляла собой широкую, плоскую пластину, в центре которой вырезали овальные отверстия для руки. Помимо этих отверстий, вырезали еще симметрично расположенные маленькие отверстия по всей длине рукояти (пять-шесть пар). Пластину орнаментировали. В верхней половине бубна прикрепляли поперечный железный стержень, к которому подвешивали колокольцы, железные трубчатые подвески, а также разноцветные тряпочные ленты. На обечайку натягивали и пришивали кожу самца марала, оставляя широкую свободную кромку (как и на алтайских бубнах). На наружную поверхность обтяжки красной и белой краской наносили рисунки, изображавшие "нижний и верхний миры". Колотушку (орба) делали из кости. Одну ее сторону обтягивали камусами самца козули, другую украшали медными бляхами. На ручку прикрепляли кольцо с лентами (ялама). У качинцев имелись также бубны с рукоятью, близкой к шорской рукояти (марс), но более простого устройства. У сагайцев основной бубен (тююр) был очень сходен по устройству с шорскими и телеутскими бубнами. Однако встречались бубны, по устройству рукояти близкие к качинским. Сагайские бубны отличались от качинских также характером рисунка и мелкими деталями в устройстве. Сагайцы колотушку (орбу) делали из кости; она имела вид маленькой, слегка изогнутой лопатки, с одной стороны обтянутой камусами козули (самца). На ручке колотушки имелось кольцо с пучком цветных лент. Встречались колотушки, обтянутые с обеих сторон заячьей шкурой. Бубны бельтиров были сходны с сагайскими.Северные Алтайцы
У северных алтайцев (кумандинцев, тубаларов, челканцев) и шорцев бубен являлся одной из обязательных и важнейших шаманских принадлежностей. Бубен назывался тююр, марс-тююр.
Характерным для шорцев, телеутов и кумандинцев был бубен круглой или овальной формы, больших размеров (60-70 см в продольном диаметре). Встречался такой бубен также у тубаларов, челканцев и у алтай кижи.
Обечайку (шириной 12 см и более) делали из тальника (кумандинцы и шорцы) или из кедра (телеуты). На внешней стороне обечайки (под обтяжкой) во всю длину окружности по краям прикрепляли два черемуховых обруча, а в верхней части обечайки устанавливали шесть столбиков, вырезанных из березовой губы. На столбики (в отличие от бубнов эвенков и якутов) жильные нити не натягивали и в обечайке резонаторных прорезей не делали. Эти столбики, обтянутые кожей, имели вид бугорков, которые осознавались как "горбы" или "уши" бубна. Между бугорками на верху бубна прикрепляли ременную петлю ("девичью косу"), служившую для подвешивания бубна.3 На внутренней стороне обечайки в верхней части на железных кольцах подвешивались шесть ножеобразных железных подвесок; их называли шаманскими "мечами", "саблями".4 На некоторых бубнах количество подвесок строго соответствовало числу бугорков; штифтики от бугорков в виде заостренных концов выступали во внутреннюю полость бубна между "саблями", считаясь также частью "вооружения" шамана.
Обтягивали бубен кожей самца дикого марала или оленя, а также кожей жеребца-сосунка (телеуты). Шкуры самок никогда для этой цели не употреблялись. Выделанную кожу пришивали к обечайке по краю, оставляя при этом свободной широкую кромку (6-8 см), которую собирали жильной ниткой на вздержку. Такая кромка имелась на всех алтайских бубнах. Внутри бубна по продольному диаметру укреплялась деревянная рукоять, изображавшая "хозяйку бубна", дочь главного божества алтайцев Ульгеня, "шестиглазую пеструю марс" (шорцы) или барс (телеуты). Рукоять вырезали обязательно из березовой доски в виде плоской широкой пластины, выточенной в центре (для обхвата рукой). От центра к обоим концам отходило по ребру, которые были расположены перпендикулярно к пластине.
Вся рукоять орнаментировалась: на плоских частях вырезали различной формы симметрично расположенные отверстия. Количество отверстий варьировало.
В верхней части рукояти прикрепляли железный поперечный стержень (тебир кириш, "железную тетиву" - шорцы; крыш, "тетиву"-телеуты). На этот стержень подвешивали колокольцы, трубчатые подвески и ленты из материи (ялама). Последние у телеутов осмыслялись как "плата" шаману, точнее духу бубна за "лечение". По количеству подвешенных лент можно было судить о популярности шамана.
По указанию шамана на внешнюю поверхность бубна мужчины наносили рисунки. Последние изображали вселенную с небесными светилами, небесными животными (пура), священными ("богатыми") березами, различными светлыми, крылатыми духами, а также существами, населяющими "нижний мир". При сходстве устройства бубнов телеутов, шорцев и кумандинцев они в основном различались по характеру рисунка. Так, по рисунку можно отличить шорский бубен от телеутского, кумандинский от шорского и т. д.
Колотушка (орбу) представляла собой естественную развилку из трёх-пяти веток таволожника или березовую развилку. Эту развилку обматывали тряпками и обтягивали шкурой зайца. К концу ручки привязывали пучок цветных лент.
У кумандинцев, тубаларов и челканцев основной бубен (тююр-челканцы, кумандинцы; тюр, тюнгюр, чалу-тубалары) был сходен по устройству с описанным выше. Он имел большей частью круглую форму, большой размер (75 см и более в продольном диаметре), широкую обечайку (12-19 см). Материалом для обечайки служил тальник или кедр. Но, кроме этих пород деревьев, разрешалось употреблять и тополь. На обтяжку бубна шла шкура самца козули, реже самца марала, рукоять вырезали обязательно из березы (сухостойной или "живой").
Ответить с цитированием
2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
  #2  
Старый 28.01.2011, 11:29
Аватар для John Doe
John Doe
Посетитель
 
Регистрация: 01.08.2008
Сообщений: 73
Сказал(а) спасибо: 431
Поблагодарили 2,164 раз(а) в 339 сообщениях
По умолчанию

Спасибо! Интересная статья. Было бы хорошо отображать таблицы, карты и рисунки.
С уважением,
Awo ni Orumila Osa Oddi.
Ответить с цитированием
  #3  
Старый 28.01.2011, 12:11
Аватар для Чабал Пуур
Чабал Пуур
Модератор
 
Регистрация: 13.01.2011
Адрес: Москва
Сообщений: 18
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 39 раз(а) в 10 сообщениях
По умолчанию

пишите в личку, у меня много информации.
Ответить с цитированием
  #4  
Старый 28.01.2011, 12:17
Аватар для velsЪ
velsЪ
Ile Olorun: Babalawo / Tata Nganga
 
Регистрация: 09.09.2009
Адрес: Поблизости к столице Нашей Родины
Сообщений: 400
Сказал(а) спасибо: 1,125
Поблагодарили 1,482 раз(а) в 435 сообщениях
Пазл

Цитата:
Сообщение от Чабал Пуур Посмотреть сообщение
пишите в личку, у меня много информации.
может тогда имеет смысл сделать закрытый раздел для администрации, где мы сможем обмениваться различного рода наработками, чтобы инфа не потерялась в почтовых ящиках...
Ответить с цитированием
  #5  
Старый 28.01.2011, 13:56
Аватар для Чабал Пуур
Чабал Пуур
Модератор
 
Регистрация: 13.01.2011
Адрес: Москва
Сообщений: 18
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 39 раз(а) в 10 сообщениях
По умолчанию

я только "ЗА"
Ответить с цитированием
  #6  
Старый 28.01.2011, 15:48
Аватар для velsЪ
velsЪ
Ile Olorun: Babalawo / Tata Nganga
 
Регистрация: 09.09.2009
Адрес: Поблизости к столице Нашей Родины
Сообщений: 400
Сказал(а) спасибо: 1,125
Поблагодарили 1,482 раз(а) в 435 сообщениях
По умолчанию

В разделе "прочее" - появился такой раздел...
Ответить с цитированием
Ответ

Социальные закладки

Метки
бубен, бубны, шаманский бубен

Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Вкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Спасительное учение мира и единства народов России и мира ertd Обо всем 0 20.01.2015 19:03
Виды души velsЪ Сибирский шаманизм 1 14.03.2014 16:47
Виды эггунов. luna.hurma i kuznechik Espiritismo/Спиритизм 20 01.03.2012 20:34


Текущее время: 01:58. Часовой пояс GMT +3.


Powered by vBulletin® Version 6.0.5
Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Content

Автор помни!!!


Безудержный и бессмысленный копипаст гарантирует тебе - ВЕЧНЫЙ АД И ПОГИБЕЛЬ!!!

А так же - прижизненный БАН на этом форуме!

Если, Вы модератор форума или автор статей, то Вы можете считать себя таковым, только в случае если Ваши посты на 70% состоят из уникального материала (т.е. материала написанного Вами) и лишь на 30% из копипаста, с обязательной ссылкой на первоисточник. Смотри пункт 4.18 правил форума.

Правила форума

Закрыть правила

1. Общие положения:

1.1. Форум является открытой площадкой общения для представителей разных религиозных течений и школ. Для создания тем и сообщений на форуме необходима регистрация на проекте "МИСТИЧЕСКАЯ АФРИКА". Доступ к форуму не ограничен, если правила раздела, подраздела, темы или статус участника форума (бан, запрет на публикацию сообщений) не утверждают обратного.
1.2. Любой раздел, подраздел или тема форума могут иметь свои, дополнительные правила. Они должны быть одобрены администрацией форума или её представителями. Эти правила имеют статус не меньший чем данные правила форума и следование им обязательно.
1.3. В случаях конфликтов между правилами форума и дополнительными правилами или между дополнительными правилами разных частей форума следует помнить, что правила меньших частей форума имеют приоритет над правилами больших. Таким образом правила конкретной темы имеют приоритет над правилами подраздела, правила подраздела над правилами раздела, а правила раздела над правилами форума.
1.4. Все сообщения отражают исключительно мнения их авторов. Администрация форума не несет ответственности за содержание сообщений пользователей данного Форума.
1.5. Языком общения на Форуме является русский.
1.6. Администрация и её представители оставляют за собой право придания, по своему усмотрению, событиям, явлениям и участникам форма статуса исключения из правил форума. Статус исключения при этом может носить любой характер на усмотрение администрации и её представителей.
1.7. Регистрация на проекте "МИСТИЧЕСКАЯ АФРИКА" подразумевает полное и безоговорочное принятие всех правил сервисов, в том числе и этих правил, а также их исполнение.
1.8. Администрация оставляет за собой право изменять данные правила в любой степени в любой момент времени без согласия и оповещения участников форума.
1.9. Действующая в данный момент версия основных правил форума вступает в силу на следующий день после дня публикации.
1.10. Незнание Правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение.
1.11. Данный форум является постмодерируемым, т.е. публикация сообщений пользователей происходит сразу же, а их модерирование - позже. Таким образом, на Форуме временно могут присутствовать сообщения, которые не являются допустимыми с точки зрения администрации или правил Форума.
1.12. При нарушении участниками форума его правил, модераторы самостоятельно определяют степень нарушения и имеют право действовать по своему усмотрению: удалять, перемещать или редактировать сообщения и темы; выдавать устные предупреждения, лишать возможности писать сообщения и лишать доступа на форум, срок определяется администратором.
1.13. Все спорные вопросы в трактовке данных правил решаются представителями администрации (модераторами, супермодераторами и администраторами) в одностороннем порядке.

2. Права участников форума:

2.1. Участники форума имеют право свободно общаться, если правила раздела, подраздела, темы, статус участника форума (бан, запрет на публикацию сообщений) не утверждают обратного: создавать новые темы, просить модератора об закрытии созданной собой темы, создавать новые сообщения, пользоваться системой личных сообщений.
2.2. Участники форума имеют право свободно пользоваться другими системами и службами форума если правила раздела, подраздела, темы, статус участника форума (бан, запрет на публикацию сообщений) или конфигурация форума не утверждают обратного.
2.3. Участники форума имеют право на получение помощи в решении конфликтных и спорных ситуаций:
2.3.1. В случаях возникновения конфликтов и спорных ситуаций обращаться за помощью в их разрешении к модераторам раздела, в котором произошел конфликт, либо к супермодераторам или администраторам
2.3.2. Сообщать модераторам, супермодераторам или администраторам посредством формы обратной связи о случаях нарушения данных правил Форума или правил раздела, подраздела, темы.
2.3.3. Обжаловать действия (бездействие) модератора раздела у администраторов или супермодераторов форума.
2.4. Участники форума имеют право пользоваться и не пользоваться своими правами по своему усмотрению.

3. Обязанности участников форума:

3.1. Строго соблюдать правила Форума, равно как и правила разделов, подразделов и тем.
3.2. Уважительно и с пониманием относиться к другим Пользователям и Участникам Форума.
3.3. Следовать советам и указаниям модераторов, супермодераторов и администраторов.
3.4. Перед созданием новой темы убедиться, что подобная тема ещё не обсуждалась. Для этого использовать фильтр по названию и описанию темы, а также поиск. Также следует удостовериться в том, что тема создаётся в разделе соответствующей тематики.
3.5. Модераторы форума, обязаны проявлять активность на форуме не менее 1 раза в две недели (учитывается общение в чате и написание постов). Если в силу непреодолимых причин, модератор не может в течении продолжительного отрезка времени присутствовать и проявлять активность на форуме, он должен заранее уведомить об этом администрацию. В противном случае модератор утрачивает свое звание, и переводится в статус рядового пользователя.

4. На форуме запрещены:

4.1. Оскорбление (мат) - намеренное или по неосторожности унижение чести и достоинства собеседника, обычно выраженное в неприличной форме. К оскорблению приравнивается использование нецензурной лексики (мата) в любом элементе форума, а так же использование скрытого мата – когда часть нецензурного слова скрыта различными символами (например #). Нецензурное слово полностью замененное на различные символы – не считается матом или скрытым матом.
4.2. Угрозы физической расправы в адрес кого-либо из участников форума или администрации.
4.3. Пропаганда употребления наркотиков и подобное. Строжайше запрещены высказывания, противоречащие законодательству РФ, в частности, пропаганда употребления наркотиков. Многочисленные настойчивые признания в употреблении приравниваются к пропаганде и наказываются соответственно.
4.4. Пропаганда насилия и межнациональной розни. Строжайше запрещена пропаганда насилия, межнациональной и прочей розни.
4.5. Размещение других материалов нарушающих законодательство РФ – например порнографии.
4.6. Реклама - реклама сторонних ресурсов и коммерческая деятельность не одобренная администрацией форума. Размещение внешних ссылок регламентируется как в сообщениях, так и во всех полях профиля (в том числе и на аватаре, имени, подписи, статусе), и может быть допустимо только при очевидном отсутствии выгоды для размещающего. Разрешено наличие обычной, не реферальной, ссылки на свою страницу в поле «Домашняя страница».
Любые ссылки, или их части, в никах приравниваются к рекламе безоговорочно и запрещены. Категорически запрещена массовая реклама во многих темах или разделах.
4.7. Повторная регистрация после бана – регистрация нового аккаунта после бана старого с целью получить доступ к форуму в обход этого бана.
4.8. Вредное использование мультиаккаунтов (нескольких регистраций на одного человека) – т.е. для накрутки или организованного снижения репутации другому аккаунту, создание перевеса в голосовании и других вредных действий.
4.9. Обсуждение данных правил, а так же действий администрации и её представителей запрещено в пределах форума, за исключением тем, специально созданных для этого администрацией или её представителями.

4.10. Разглашение личной информации об участнике(ах) Форума
, полученной любым способом, за исключением общения на публичных (открытых) темах Форума. В том числе и публикация личной переписки (ЛС). Исключением являются ситуации, в которых публикация ведется по обоюдному согласию сторон.
4.11. Выдавание себя за другого участника форума или представителя администрации. Так же к этому нарушению приравниваются ники визуально совпадающее с именем уже существующей учетной записи.
4.12. Флуд - размещение бессмысленных сообщений; односложные высказывания; сообщения состоящее только из смайликов, бессмысленный набор символов (в том числе и цифр). Также флуд - дублирование тем, особенно ранее закрытых. А так же создание одной или нескольких заведомо бессмысленных тем. Рассылка «писем счастья» с призывом разослать письмо другим пользователям приравнивается к флуду и рекламе и карается баном без предупреждения.
4.13. Оверквотинг - чрезмерное многоуровневое цитирование.
4.14. Оффтопик - сообщение, не относящееся к теме дискуссии, сообщения не по теме раздела. Так же к оффтопику относятся темы созданные в неподходящем по смыслу разделе и темы с неинформативными заголовками.
4.15. Использование в качестве ников слов и словосочетаний нарушающих данные правила, а так же нормы этики и морали.
4.16. Нарушение в оформлении аватар и подписей:
- использование аватар и подписей непристойного содержания.
- использование аватар и подписей с агрессивной анимацией.
4.17. Нарушение в оформлении тем и сообщений. Запрещается при оформлении своего сообщения или темы злоупотреблять оформлением и допускать критическое ухудшение читаемости. Например:
- использование неоправданно большого количества смайликов.
- использование неоправданно крупного или мелкого размера шрифта.
- использование неоправданно большого количества изображений.
- использование изображений неоправданно большого размера или веса.
- использование неоправданно активной анимации.
- использование неоправданно большого количества цветов.
- использование цветов, при которых у сообщения ухудшается читаемость (например, белый текст на светлозеленом фоне).
- написание сообщения большими буквами (Caps Lock).
- написание сообщения транслитом.
- использование полного форматирования - когда какое-либо изменение свойств текста (цвет, размер, жирность и другие) используются не для выделения каких-либо слов или предложений, а всего сообщения целиком.
4.18. Активный копипаст - если, Вы модератор форума или автор статей, то Вы можете считать себя таковым, только в случае если Ваши посты на 70% состоят из уникального материала (т.е. материала написанного Вами) и лишь на 30% из копипаста, с обязательной ссылкой на первоисточник.
4.19. Злостное и/или систематическое невыполнение участником форума своих обязанностей (пункты 3.x данных правил).

Наказания за нарушение соответствующих пунктов данных правил


4.1. Оскорбление (мат). - 3 - 30 дней.

4.2. Угрозы физической расправы. - 7 - 100 дней.

4.3. Пропаганда употребления наркотиков и подобное. - 1 месяц - бессрочный бан (определяется и выдается супермодератором или администратором)

4.4. Пропаганда насилия и межнациональной розни. - бессрочный бан (выдается при участии администратора)

4.5. Размещение других материалов нарушающих законодательство РФ. - 7 - 30 дней

4.6. Реклама. - 7 дней - бессрочный бан (бессрочный бан выдается только спамерам)

4.7. Повторная регистрация после бана. - блокировка мультиаккаунта, а основному + 1 месяц к бану

4.8. Вредное использование мультиаккаунтов. - мультиаккаунт блокируется, а основной аккаунт лишается права создавать мультиаккаунты (при обнаружении которых, он получает по 2 месяца за каждый)

4.9. Обсуждение данных правил. - 7 - 30 дней (определяется и выдается супермодератором или администратором)

4.10. Разглашение личной информации об участнике(ах) Форума. - 7 - 30 дней

4.11. Выдавание себя за другого участника форума или представителя администрации. - 1 месяц - бессрочный бан (определяется и выдается супермодератором или администратором)

4.12. Флуд. - 1 - 7 дней

4.13. Оверквотинг. - 1 - 7 дней

4.14. Оффтопик. 1 - 7 дней

4.15. Использование в качестве ников слов и словосочетаний нарушающих данные правила. - бессрочный бан и удаление данных об аккаунте (выдается супермодератором или администратором)

4.16. Нарушение в оформлении аватар и подписей. - устное предупреждение. При рецидиве, возможна блокировка аккаунта вплоть до месяца. Определяется и выдается супермодератором.

4.17. Нарушение в оформлении тем и сообщений - удаление сообщения. При рецидиве, возможна блокировка аккаунта сроком от 3 до 30 дней.

4.18. Активный копипаст - удаление сообщений. При рецидиве, возможна блокировка аккаунта сроком от 7 до 90 дней.

4.19. Злостное и/или систематическое невыполнение участником форума своих обязанностей. - 1 месяц - бессрочный бан (определяется и выдается супермодератором или администратором).